вторник, 24 июня 2008 г.

На это мимансаки отвечали, что все три стадии представляют собою, в действительности, самостоятельн

На это мимансаки отвечали, что все три стадии представляют собою, в действительности, самостоятельные, отдельные акты познания; в каждой стадии мы имеем совершенно новое познание. Хотя Кумарила и намекает в Clokavarttik'e на буддийское определение правильного познания.173 но он не противопоставляет ему своего. Вышеупомянутая теория о трех последовательных стадиях в познании укрепилась в школе мимансаков потому, что при споре о сущности восприятия Кумарила допускает несколько оследовательных стадий, предшествующих окончательному усвоению объекта сознанием.174 Противоположение источника знания самому знанию или его результату принято во всех индийских философских школах, за исключением буддийской. Что касается ведантистов, то ни в сутрах Бадараяны, ни в толковании Шанкара-ачарьи нет прямого определения правильного познания, точно так же как нет его и у мимансаков, ни в сутрах, ни в толкованиях Шабарасвамина и Кумарилы. Однако впоследствии обе эти родственные системы приняли одно и то же определение. В Vedantaparibhas'e находим следующее определение: причина, благодаря коей получается правильное знание, есть источник знания. Под правильным же знанием мы разумеем познание, не основанное на воспоминании, объект коего раньше не был познан и не оказался ложным. В этом определении центр тяжести лежит в противоположении познания и воспоминания. По буддийскому взгляду, не может быть даже простейшего знания без некоторого участия деятельности памяти,176 так как в каждом представлении содержится синтез отдельных моментов. На это ведантисты возражают: если предположить, что время, которое ведь не имеет видимой формы, можно было бы воспринять чувствами, то, при непрерывном восприятии объекта, в каждый предшествующий момент он был бы отмечен особым временным определением. Поэтому (вышеприведенное определение) распространяется (и на такие случаи). Кроме того, в нашей системе (веданта) мы признаем, что при длящемся восприятии есть лишь одно представление (а не синтез моментов), которое длится до тех пор, пока не сменится другим представлением. Слова Показов в

Комментариев нет: