вторник, 24 июня 2008 г.

Он вообще доказывает относительность всякого (эмпирического) познания, его «пустоту»

Он вообще доказывает относительность всякого (эмпирического) познания, его пустоту. При анализе всех представлений как о внешнем мире, так и о внутреннем он применяет излюбленный метод reductio ad absurdum, доказывает внутреннюю их противоречивость и заключает о совершенной нереальности, пустоте всего познаваемого мира. Но если сами по себе рассуждения Нагарджуны не имеют значения для решения вопроса о понимании пространства, то они все-таки имеют большое значение как переходное учение, из которого вышел буддийский идеализм (vijnanavada). При рассмотрении вопроса о том, имеют ли наши представления соответствующие себе объекты (так называемые опоры alambana) во внешнем мире, Нагарджуна говорит, что эти представления суть явления (dharma), которые нисколько не зависят от каких-либо факторов внешнего мира (analambana) (ММК. 1. 8). Точка зрения чистого идеализма была затем развита Арьясангой и Васубандху и по их примеру Дигнагой, который написал даже особое сочинение на эту тему (см. выше). К Дигнаге примыкает в этом вопросе и Дхармакирти. Хотя учение последнего несколько разнится от чистого идеализма Васубандху, однако для него так же внешний мир состоял из объектированных представлений (pravrttivijfiana). Взгляд на пространство как на известную форму этих представлений вытекает из этого сам собой. Дхармакирти различает во всяком представлении, и точно так же во всяком объекте, три рода признаков или определений: пространство, время и определения по существу (degakalasvabhava). Пространство, следовательно, тут трактуется в полном параллелизме со временем. Некоторое недоумение могут возбудить слова Дхармакирти, в которых он определяет истинно-сущее, реальную См. ниже в главе об истинно-сущем. Ср. NBT. 19- 22-20 1. Ср. NBT. III. 26. подкладку объектов представления как нечто такое, что видоизменяется в зависимости от положения, занимаемого в пространстве, по отношению к воспринимающему субъекту.146 Но при ближайшем рассмотрении этого места недоразумение разъясняется, как увидим, в том смысле, что не пространству тут приписывается реальное бытие, а лишь тому, что является в пространстве. Проект Дома

Комментариев нет: